О Петренко

Многоуважаемый Борис Васильевич!

Важность вопроса и специфика обстоятельств побуждают меня об­ратиться к Вам с этим письмом.

Эффективность и качество учебного процесса в вузах определяют­ся прежде всего качеством, подбором преподавательского состава.

На историческом факультете университета в этом отношении допуска­ются серьезные ошибки.

Несколько лет тому назад на кафедру истории СССР был принят работавший директором вечерней школы кандидат педагогических наук B.M. Петренко. Ни кафедра ни совет факультета предварительно явно не ознакомилась ни с его научной продукцией, ни с достоинствами пре­подавателя /на факультете это стало уже нормой/, Через некоторое время мы уже обсуждали рецензию на “исследование” В.И. Петренко, по материалам его диссертации, посланное им в высшие инстанции  в Москву. Доцент МГУ и заместитель главного редактора журнала ” История СССР” Е.Л. Краснобаев с возмущением показывал, что писания нашего кандидата наук – плод профессионального невежества, недоб­росовестности и политической близорукости. На общем собрании про­фессорско-преподавательского состава университета ректор стыдил нашу кафедру за такого сотрудника. А в прошлом году кафедра снова обсуждала аналогичную рецензию на другой “труд” В. И. Петренко, теперь уже из Киева. Мы приняли единственное, кажется, в истории выс­шего образования страны решение: запретить В.Л. Петренко без ве­дома кафедры посылать куда-нибудь свои сочинения.

Нe менее удивительными оказались и качества лекций В. И. Петренка.

В них то же профессиональное невежество в сочетании с методической беспомощностью, осложненные косноязычием. Даже когда он, не отрываясь  от бумажки, читает материал учебника понять его может толь­ко тот, кто знает больше его.

В общественной работе В.И. Петренко проявил себя не менее зна­менательно. Будучи парторгом подготовительного факультета, он за­нимался подделкой экзаменационных документов, то есть жульничес­твом. За это был подвергнут партийному взысканию в снят с поста парторга.

Несмотря на такое его достоинства кто-то из проректоров, помимо кафедры, “подмахнул” бумагу о возведении его в старшие преподава­тели.

Когда подошел срок конкурса и появилась возможность избавиться от такого преподавателя, заведующая кафедрой и декан обратились к ректору с соответствующим ходатайством. Однако не тут то было.

В.Л. Петренко стал рассылать жалобы на то, что его, коммуниста и ветерана Великой Отечественной войны, дошедшего до Берлина травят. Заведующей кафедрой пришлось отложить работу и писать объяснитель­ные записки, почему мы “травим” такого заслуженного человека. Наконец “гонимого” поддержал… отдел вузов ОК КПУ. Там заведующей кафедрой предложили либо подыскать В.Л. Петренко соответствующую его кандидатскому званию работу, либо оставить его в покое, то есть на кафедре. Забота о ветеранах Великой Отечественной – святое дело. Но именно поэтому формализм здесь совершенно недопустим. Если бы даже В.Л. Петренко сам, в одиночку, взял Берлин, при его качествах, награждать его должностью преподавателя совершенно недопустимо. Кафедра вообще лишена возможности устраивать на работу кандидатов педагогических наук, тем более, что, если поступать принципиально, нужно обращаться в ВАК с ходатайством о пересмотре решения о при­суждении В.Л. Петренко кандидатской степени. Очевидно, что она у

него по недоразумению.

Два дня тому назад общеуниверситетское партийное собрание по-

становило усилить эффективность конкурсов на замещение должностей преподавателей. Была подчеркнута недопустимость утверждать в ка­честве старших преподавателей людей, которые по несколько лет не дают научной продукции. А совет истфака, в соответствии с указа­нием отдела вузов ОК КПУ избрал   в старшие преподаватели кафедры истории СССР кандидата педагогических наук, которому ка­федра фактически запретила писать труды по истории СССР.

Нельзя забывать, что успешно вести преподавательскую и политико- воспитательную работу в вузе может только человек способный к ис­следовательской работе, то есть одаренный. Кафедра или факультет, состоящие из таких преподавателей, заинтересованы в пополнении своих рядов способными людьми, с такими работать и интереснее и эффек­тивнее – только усилия целого коллектива могут принести большие результаты и в исследовательской и в педагогической деятельности.

Кафедра же, в составе которой доля случайных людей значительна, теряет способность к естественному росту. Случайным людям невыгод­но пополнение за счет одаренных – это грозит потерей насиженных и почетных мест. Заметно одаренные люди встречаются не так уж часто, и все же почти за полтора десятилетия существования университета наш факультет выпустил некоторое количество таких заметно одаренных

историков, но сам истфак, в отличие от всех других факультетов университета, за эти годы по действительной квалифицированности преподавателей не только не вырос, но и стал слабее, это относится и

повторяем, иногда не отдавая себе отчета во всей значимости этих

слов. От качества университетской подготовки научных кадров силь­нейшим образом зависит не только экономический, политический, но и военный потенциал страны.

Патрорг кафедры истории СССР ДонГУ

Доц.П.Я. Мирошниченко

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *