Федоров Владимир Александрович

Дорогой Владимир Александрович!

Слава богу, сдал уже доработанную рукопись. Ее выслали Вам для одобрения. После множества сокращений и доработок надоела она мне донельзя. Ваши советы очень помогли сосредоточиться на постылом уже тексте. Большинство из них реализовал кажется успешно. Не совсем меня удовлетворяет доработка текста в связи с Вашими замечаниями о тех элементах массового сознания, которые таили атеистические тенденции, и о зачатках сознательности в стихийном бунте. Суть Ваших возражений, насколько я понимаю, в недопустимости стирания грани между, с одной стороны, научным мышлением. С этой сутью связано и первое и самое серьёзное Ваше замечание передовой западной мысли. Для моей темы это чрезвычайно важно. Если упустить это из виду получится перекос в изложении и понимании всей темы. В 40-х годах поиски правильной революционной теории поднялись в сферу научной социологии / диалектическая теория познания и зачатки материализма в понимании общественной жизни/. Научное  мышление не вырастает прямо из массового сознания, даже из его рацио, очищенного от предрассудков. Поэтому так важно верно определить значение передовой мысли Запада для наших мыслителей. Больше всего меня радует последняя доработка рукописи тем, что я в связи с Вашими замечаниями внес соответствующую вставку в самое начало параграфа о философских взглядах Герцена, Огарева, Белинского и Шевченко, – т.е. в начале характеристики их научного подхода к разработке социалистических идей. Соответствующую поправку я внес и в заключение.

Первый экземпляр рукописи отправили в Киев, в головное издательство на утверждение. С получением Вашего «Добро» она двинется, тьфу-тьфу – как бы не сглазить, к типографии.

Я сейчас дорабатываю доклад  для Валентина Ивановича, приходят некоторые новые соображения, поэтому пишу и переписываю.

Прочел очень интересную книгу М.М.Громыко о трудовых традициях сибирского крестьянства. Все в этой книге мне симпатично и соответствует моим заключениями, в том числе и об исторических функциях народных пословиц. Есть только, кажется, один изъян – следовало бы на протяжении всей работы проследить консервативность изучаемых традиций. На эту консервативность автор обращает внимание в конце работы / и делает это очень точно/, но это, кажется, не избавляет книгу от некоторого перекоса. Впрочем,  я может и ошибаюсь. Вопрос тонкий.

С удовольствием читаю новую книгу С.С.Ланды о формировании идеологии декабристов. Это то напрвление исследователей, о котором Вы говорили в докладе на кафедре – изучение связей декабристов со всем потоком прогрессивной культуры России. Именно так подходил к декабристам еще Белинский //увязывая их с процессом просвещения страны со времен Петра Первого. /рассказал Вам, что статью мою об этом угробил в «Историю СССР» С.С.Дмитриев /ей-ей, я на него нисколько не зол, он и хорош именно в такой своей функции/. Попробовал предложить статью в другие журналы. Увы. Недавно исчезла последняя надежда. «Новый мир» вернул мой текст любезно присовокупив, что так долго держали его, т.к. намеревались использовать.

Вопросы, поднятые С.С.Ланой, о соотношении либеральных и революционных тенденций в движении декабристов, интереснейший, но он очень сложен. Мне кажется, что в изложении не хватает какой-то ясности. Чтобы разобраться в либерализме декабристов недостаточно в толковании самого понятия «либерализм» ориентации на английский и французский либерализм той эпохи. Впрочем, я книгу еще не дочитал.

На днях у меня в кружке СНО было интересное заседание, посвященное памяти декабристов. Обсуждали сообщение сына – «Моральный кодекс декабриста» /Пестель, Лунин/. В основе работы сопоставление морального кодекса декабриста с моральным кодексом дворянина той эпохи, Радищева, Робеспьера и моральным кодексом крестьянства / по материалам фольклора/.

Надеюсь во второй половине января заехать в Москву по пути в Ленинград / в архив РГО/, к тому времени можно будет установить срок и доклада моего у Валентина Ивановича.

До свидания, с сердечной признательностью

16.12.1975 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *